Работает ФСБ: когда схема не только для ухода от налогов
07 июня 2018 года арбитражный суд Уральского Федерального округа рассмотрел вопрос правомерности решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности общества «Ижмаш» — Беспилотные системы», признав позицию ФНС соответствующей закону. В основу этого решения инспекции легла информация из материалов уголовного дела, находящегося в производстве УФСБ по Удмуртской Республики о хищении бюджетных средств Министерства Обороны РФ.
Отметим, что ранее арбитражным судом первой инстанции была поддержана позиция инспекции (дело №А71-5502/2017), однако апелляционной инстанцией доначисление НДС в размере порядка 70 млн рублей, о котором пойдет речь ниже, было отменено.
Согласно материалам дела, обществом «Ижмаш» — Беспилотные системы«, занимающимся поставкой беспилотных летательных аппаратов для нужд МО РФ, был заключен договор с ООО «Прима» на поставку платформы гиростабилизированной (далее — ГСП), применяемой при производстве ряда БЛПА. Данный поставщик, согласно имеющихся документов, являлся посредником в приобретении ГСП, покупая изделие у еще одной компании — ООО «Аэрокон».
В ходе ОРМ, проведенных органами ФСБ, было установлено, что данное изделие было разработано физическим лицом, которое организовало производство компонента по заказу одного из технических руководителей «Ижмаш» на базе ранее созданного образца. Вся деятельность осуществлялась за счет неучтенных наличных денежных средств на базе общества ООО «Аэрокон», которое и предоставило первоначальный образец. Сами денежные средства передавались через цепочку посредников — физических лиц, участвовавших в выполнении договора поставки комплектующих.
Исходя из оценки себестоимости ГСП, которую озвучил в своих показаниях создатель прибора, она составляла порядка 1.75 млн рублей, а экспертизой, проведенной органами ФСБ, затраты были оценены в 790 тыс рублей. В то же время поставщиком для «Ижмаш» цена объявлялась практически с двухкратным увеличением от затрат на производство и составляла в последнем договоре порядка 3.2 млн рублей. После поступления денежных средств в оплату контракта, часть отправлялась с расчетного счета ООО «Прима» на оплату комплектующих ГСП, другая часть обналичивалась и выводилась из оборота через такие же фиктивные общества.
Помимо значительного увеличения стоимости, наличие посредника ООО «Прима» было необходимым для выставления НДС в адрес «Ижмаш» — Беспилотные системы«, так как производитель ООО «Аэрокон» находился на упрощенной системе налогообложения.
Все добытые факты были закреплены стандартными контрольными мероприятиями налогового органа, которыми установлено, что общество «Прима» было зарегистрировано по адресу, где располагался розничный магазин. У компании-посредника отсутствует штат и основные средства. Обычные для деловой активности платежи с расчетного счета ООО «Прима» не осуществлялись.
Инспекция и арбитражные суды первой и кассационной инстанции пришли к выводу о направленности действий налогоплательщика на получение необоснованной налоговой выгоды в виде возмещения НДС из бюджета через искусственное включение спорного контрагента, не ведущего реальной финансово-хозяйственной деятельности и подконтрольного обществу, в цепочку взаимоотношений по поставке платформ ГСП непосредственно от производителя.
Расследование уголовного дела в отношении фигурантов этой схемы еще продолжается.