ЦБ сократит черные списки
Банк России признал: формируя черные списки клиентов, многие банки действуют формально и равнодушно. Эльвира Набиуллина на недавней встрече с банкирами в «Бору» заявила, что регулятор планирует в ближайшее время пересмотреть уже сформированные черные списки и оставить в них только тех, кто совершал самые рискованные операции. По ее мнению, списки должны значительно сократиться.
Регулятор начал формировать эти списки в 2017 году. Через несколько месяцев оказались заблокированы свыше 500 тыс. счетов предпринимателей на сумму, согласно данным Росфинмониторинга, превышающую 180 млрд рублей. Многие бизнесы вынужденно закрылись, поскольку отказ в одном банке автоматически означал, что двери закрыты и в других.
Формально ЦБ просил банкиров «так не делать». Но банки опасались претензий регулятора, ведь положения закона 115-ФЗ расплывчаты и не могут однозначно трактоваться. А некоторые недобросовестные банкиры после блокировки счета требовали до 15% от суммы остатка за перевод средств в другой банк. Оснований признать ту или иную операцию сомнительной у комплаенса действительно очень много.
Нередки случаи блокировок переводов на собственный счет. Работа через расчетный счет стала очень затруднительной, и бизнес массово пошел в «черную» зону.
После многочисленных жалоб регулятор запустил процедуру реабилитации банковских клиентов, но к маю 2018 года удалось вычеркнуть из списка лишь 4,5 тыс. счетов. Заместитель председателя ЦБ Дмитрий Скобелкин 31 января 2019 года сообщил, что из черных списков банками удалено 17 тыс. отказников.
Также в ЦБ заявили, что рассматривают возможность наказывать банки за неправомерный отказ в проведении операции и даже вовсе отнять у них право отказывать в заключении договоров банковского счета или прерывать обслуживание в одностороннем порядке.
Эльвира Набиуллина признала, что неправомерное включение предпринимателей в черные списки не только бьет по карману, но и наносит репутационный урон, призвала «не действовать формально, равнодушно».
Будем надеяться, что теперь количество реабилитированных клиентов будет исчисляться не десятками тысяч, но сотнями тысяч. О том, что теперь случаев отказа станет существенно меньше, а объем передаваемой банками регулятору информации может сократиться в разы, заверила общественность глава Банка России.