ВС РФ: стимулирование дистрибьютором салонов по продаже авто приводит к обязанности восстановить НДС
Верховный Суд РФ 30 мая рассмотрел жалобу ЗАО «Авингрупп» по эпизоду доначисления НДС, ранее принятого обществом к вычету при приобретении автомобилей у автопроизводителей. Решением инспекции налог был начислен в общей сумме порядка 4 млн. рублей, в связи с невыполнением обществом обязанности восстановить НДС на суммы полученных от производителей бонусов.
До рассмотрения дела Верховным Судом РФ, решение инспекции было поддержано арбитражным судом первой инстанции и отменено апелляционной. Однако в кассации решение вновь устояло и дошло по инициативе ЗАО «Авингрупп» до ВС РФ.
Так, ЗАО «Авингрупп» был заключен ряд договоров купли-продажи с производителями авто марок «ВАЗ», Citroen, Kia и другими, все из которых предусматривали систему премирования за выполнение тех или иных условий, связанных с объемом продаж авто или качества оказанных услуг у дилера.
Суд первой инстанции указал обществу на то, что размеры выплаченных покупателю («Авингрупп») премий напрямую зависели от стоимости и количества приобретаемых им автомобилей. Таким образом, выплата премий непосредственно связана с поставками автомобилей и представляет собой форму торговых скидок, применяемых к стоимости товаров (автомобилей), оказывающих влияние на налоговую базу по НДС. В результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров, в связи с чем размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
В Определении № 308-КГ18-5652 ВС РФ также делает вывод, что в результате выплаты премий, непосредственно связанных с поставкой автомобилей, представляющих собой форму торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, фактически происходило уменьшение стоимости товаров (автомобилей), что должно влечь за собой корректировку поставщиком налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров, определенной от первоначальной цены товаров, и, в свою очередь, пропорциональное уменьшение в соответствующих налоговых периодах размера налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных обществом.
При этом выставление корректировочных счетов-фактур при предоставлении скидок и премий является правом, а не обязанностью поставщика, тогда как восстановление НДС покупателем обязательно, поскольку уменьшается цена товара. Таким образом, наличие корректировочных счетов-фактур не является обязательным условием для восстановления НДС у покупателя.